«Мы должны работать безупречно»

13 декабря 2021


Глава Калужского турбинного завода Игорь Кузнецов о загрузке предприятия, наборе персонала, новых разработках.

Калужский турбинный завод - один из ключевых производителей оборонно-промышленного комплекса страны. Мощности предприятия позволяют выпускать энергетическое оборудование для кораблей практически любых классов в первую очередь по линии гособоронзаказа, а также для генерирующих компаний и промышленных предприятий. Рост загрузки производства, ответственность за качество выпускаемой продукции и расширение линейки оборудования — ключевые задачи текущего этапа развития предприятия.

В сентябре Калужский турбинный завод возглавил новый генеральный директор. Смена руководства предприятия связана со значительным ростом контрактации завода, переходом на программно-проектное управление. О наборе и подготовке кадров, возможностях, узких местах и загрузке мы поговорили с главой КТЗ Игорем КУЗНЕЦОВЫМ.

– Игорь Энгельсович, прошел месяц с Вашего назначения – поделитесь первыми впечатлениями.

– Это будут не совсем первые впечатления, потому что с КТЗ я знаком с 2008 года. В то время работал коммерческим директором в станкостроительной компании, мы выполняли заказ по поставке на Калужский турбинный завод 35 единиц станочного оборудования. Поэтому общие представления о КТЗ у меня сложились достаточно давно, а детально познакомился с предприятием, когда пришел сюда как заместитель генерального директора по закупкам.

Первое, на что обратил внимание, – сложности с кадрами. Сегодня, в свете роста заказов, набор персонала – приоритетная задача.

– Приоритетная, но насколько решаемая? Все работодатели жалуются на кадровый голод.

– Задача непростая, но выполнимая, и у нас уже есть определенные результаты. Мы полностью восстановили службу снабжения. Увеличили численность людей на складах, чтобы справиться с объемами поступающих материалов.

Продолжаем набор кадров на производство – надо организовать вторую и третью смены на предприятии, чтобы максимально загрузить каждую единицу оборудования. Все средства хороши: ищем в Калуге и других регионах, взаимодействуем с образовательными учреждениями, привлекаем «вахтовиков», материально мотивируем коллег приглашать к нам на работу друзей и знакомых. В целом до конца года планируем набрать порядка 150 сотрудников, на 80% это рабочие специальности. Причем ищем не только профессионалов, но и учеников – мы готовы вкладываться в их обучение и развитие. Дополнительный набор также открыт в наши КБ и ТУ – порядка 60 человек.

– Как считаете, с чем связан дефицит специалистов?

– В первую очередь с тем, что была нарушена система подготовки кадров. Раньше были профильные училища и вузы, нацеленные именно на нужды промышленности, эта система только сейчас начинает постепенно восстанавливаться.

Например, плотно работаем с Калужским филиалом МГТУ имени Н.Э. Баумана. Договорились с коллегами, чтобы акцент был сделан на тех специальностях, которые сегодня нужны предприятию – программисты станков с ЧПУ, технологи, конструкторы. В ближайшее время откроем на базе вуза наше первое совместное студенческое конструкторское бюро. Работаем и с профессиональными училищами – формируем группы по востребованным профессиям, например, сегодня крайне велика потребность в станочниках. Много сил уделяем организации практики, для этого на заводе выделены помещения, оборудование. Только в этом году у нас было больше 130 практикантов. Мы видим серьезную заинтересованность со стороны ссузов в совместной работе. Уже подписали договор о сотрудничестве с Калужским кадетским техническим колледжем. Будем совместно организовывать программу дуального обучения студентов.

Отдельно хочу подчеркнуть, что по этому вопросу мы плотно контактируем с органами власти. Запланирован ряд совещаний с Правительством Калужской области, постараемся привлечь к этому обсуждению и другие промышленные предприятия. Вопрос непростой, здесь должна быть синергия: необходимо общими усилиями акцентировать внимание на восстановлении системы подготовки кадров, на корректировке программ обучения.

– Почему специалист должен выбрать именно КТЗ местом работы?

– Во-первых, стабильность – у нас конкурентная зарплата по региону. Мы перешли на новую систему оплаты труда, которая позволяет сотруднику влиять на свою зарплату, увеличивая ее за счет выработки. Хорошая загрузка дает такую возможность.

Во-вторых, на предприятии большой и растущий социальный пакет. Есть материальная поддержка молодых специалистов, компенсация питания, разовые и регулярные выплаты. Предусмотрены спортивно-культурные мероприятия: действует свой бассейн в СОЦ «Дельфин», есть возможность поощрять сотрудников билетами на концерты, спектакли и т.д. С 2022 года для конструкторов и технологов начнет действовать жилищная программа по возмещению части затрат на ипотеку. По медицинскому страхованию планируем дополнительные затраты.

И наконец, у нас интересно работать. Завод выпускает сложное высокотехнологичное энергетическое оборудование, создавая продукт с нуля – от проектирования до гарантийного обслуживания.

– Важная составляющая привлекательности работодателя – бытовые условия труда. Какие у Вас планы по развитию в этом направлении?

– Для нас важен комфорт каждого сотрудника, поэтому сейчас проводим масштабную программу «Забота о людях». Понимая, как важно иметь удобные рабочие места, функциональные и эргономичные помещения, выделяем средства для реновации и ремонта производственных цехов и отделов. Начнем с ремонтов санитарно-бытовых помещений, комнат приема пищи, затем займемся производственными площадками.

Ориентируясь на лучшие отраслевые практики, также в планах провести перепланировку офисов конструкторских бюро и технического управления. Хотим, чтобы наши инженеры и технологи работали в современных пространствах открытого типа и комфортных условиях. Рабочее место инженера сегодня отличается от того, что было раньше, уже давно наши конструкторы работают на мощных компьютерах с современным программным обеспечением, широко применяется 3D-моделирование, постепенно внедряются аддитивные технологии.

– Много сейчас молодежи на заводе?

– Каждый третий сотрудник младше 35 лет. Молодые специалисты востребованы, мы предлагаем хороший карьерный рост. У нас много примеров, когда работники цехов и специалисты становятся руководителями, в том числе и директорами направлений. У меня сейчас два таких заместителя – очень компетентные и целеустремленные коллеги.

Мы постоянно проводим оценку персонала, выделяем самых активных и талантливых, тех, кто заинтересован в максимальном результате. Создаем резервы руководителей, мастеров, начальников цехов – вплоть до генерального директора. Есть образовательные программы, где возможен обмен знаниями и компетенциями внутри большого кластера энергомашиностроительных предприятий. Это интересно и перспективно для тех, кто хочет развиваться, прекрасная возможность «прокачать» уровень своих компетенций, увеличив свою стоимость на рынке труда.

– Расскажите подробнее о программе наставничества.

– У нас на заводе есть уникальные компетенции, в которых нашим опытным сотрудникам нет равных. Стараемся организовать работу коллег, чтобы они максимально смогли обучить нашу молодежь. Разговариваем с теми, кто ушел с предприятия, просим вернуться, объясняем, что их знания и опыт очень важны.

Сейчас внедряем проектное управление – создаем рабочие группы, которые по каждому изделию будут анализировать риски. Это позволит заранее закрывать различные вопросы: ремонтировать необходимое оборудование, приступать к разработке требуемой документации. Для такой работы тоже нужны опытные сотрудники, старожилы предприятия.

– На КТЗ долгие годы генеральным конструктором работал Владимир Иванович Кирюхин – выдающийся российский ученый-конструктор, академик, один из основоположников теории и практики компактных энергетических комплексов. В следующем году будет 100 лет со дня его рождения, губернатор Калужской области дал поручение установить ему памятник…

– Все верно, также у нас есть договоренность на территории предприятия сделать небольшой музей его имени. Мы определили помещение, сейчас прорабатываем этот вопрос, чтобы у горожан был не только сквер в честь лауреата Ленинской и Государственной премии Кирюхина, но и музей. Мы попросили родных Владимира Ивановича передать в дар музею личные вещи академика. Работу начали, уверен, все получится.

О производстве и загрузке

– Во время пандемии завод не только сохранил социальные обязательства перед сотрудниками, но и увеличил загрузку. За счет чего планируете расширять производственные мощности?

– Это комплексный вопрос, но если вкратце, то один из способов решения задачи мы видим во внешней кооперации. Это жизненная необходимость, учитывая, что наша загрузка на 2022-й выросла на 60%, а собственные производственные мощности мы еще только наращиваем.

Сейчас активно ищем и в регионе, и в целом в стране предприятия для передачи отдельных компонентов оборудования на аутсорсинг – смотрим наличие свободных мощностей, технологические возможности, компетенции. Процесс небыстрый, на такую оценку уходит около полугода. На аутсорсинг планируем передать некритичные элементы оборудования по гражданскому направлению.

– Увеличение номенклатуры по гражданскому направлению является одной из важных задач КТЗ, соответствующее поручение всем предприятиям оборонной сферы дано Президентом России. Какой сейчас процент в портфеле заказов КТЗ занимает гражданская продукция?

– Сейчас больший объем портфеля заказов – это гособоронзаказ. После выполнения обязательств по ГОЗ планируем постепенно прийти к загрузке по гражданской продукции до 50%. В 2022-м по отношению к 2021-му увеличим объем таких заказов на 60%, в 2023-м – еще на 60%.

Речь идет обо всех направлениях, в которых мы компетентны. Это и геотермальная энергетика (наши машины успешно работают на Камчатке и Курильских островах), и атомная (выполняем контракт на поставку оборудования для атомной электростанции в Индии), и тепловая (в работе – турбины для Красноярской и Челябинской ТЭЦ).

Один из интересных проектов – оборудование для утилизационных комплексов. Здесь наши инженеры разработали два типа специальных турбин. Они обладают высокой эффективностью, маневренностью, при этом очень компактные и легкие, подходят даже для небольших предприятий. Это оборудование могут использовать мусоросжигательные заводы, комплексы по утилизации отходов деревообработки, что особенно актуально сегодня для нашей страны.

Важнейший проект – производство четырех турбин для атомного ледокола проекта «Лидер». Это принципиально новое для нас оборудование, с полной разработкой конструкторской документации, производством и всеми испытаниями. Специально под этот проект расширяем производственные мощности, модернизируем испытательную базу.

– Почему так необходимо создавать дополнительные мощности?

– Оборудование для «Лидера» – это очень серьезные обязательства. Не должно быть абсолютно никаких сбоев, мы обязаны отработать безупречно, проверить оборудование на максимальных нагрузках. Кроме того, наличие собственной испытательной базы позволит нам гораздо быстрее развивать гражданское направление.

– Игорь Энгельсович, получается, что в портфеле КТЗ не просто много заказов, но много уникальных проектов, которые требуют новых подходов?

– Именно так. С одной стороны, это серьезный вызов, с другой – хорошие возможности для дальнейшего роста, увеличения продуктовой линейки, укрепления компетенций. Подчеркну, что это возможности не только для предприятия – но прежде всего для команды, для каждого работника. Возможность проявить инициативу, принять участие в работе кросс-функциональных команд, в реализации масштабных проектов. Развить те компетенции, которые востребованы сейчас и потребуются в ближайшем будущем.

Мы хорошо понимаем, где на предприятии узкие места, какие вопросы требуют особого внимания, какие зоны нуждаются в развитии. Уверен, что со всеми задачами и вызовами справимся.

– Игорь Энгельсович, спасибо за интервью. Успехов и воплощения всех намеченных планов Вам и всему коллективу Калужского турбинного завода.

__________________
Игорь Энгельсович родился в Набережных Челнах, имеет два профильных высших образования и большой опыт работы в промышленности. Трудовую деятельность начинал инженером-конструктором в производственном объединении «КАМАЗ». После работал на Горьковском автозаводе, руководил заводом «Элтра-Термо» в г. Ржев. С 2009 по 2011 год руководил департаментом по материально-техническому обеспечению ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ». С 2011 по 2014 год - исполнительный директор ООО «Неманский ЦБК». С 2014 по 2018 год работал в ПАО «Мосинжпроект», где руководил дочерней торгово-закупочной компанией, обеспечивающей поставки для метрополитена и других инфраструктурных объектов Москвы. С 2018 по 2021 год был директором по оперативному обеспечению и логистике ПАО «Туполев». На Калужский турбинный завод пришел работать заместителем директора по снабжению. Руководил подразделением, от которого зависит стабильная загрузка всего предприятия. С 21 сентября – генеральный директор ПАО «Калужский турбинный завод».