1939 год - Начало славной истории
Завод и необходимая ему ТЭЦ строились на окраине города, на месте бывшего кирпичного завода и карьеров, где вырабатывалась глина. На площадке было множество кустарников и водоемов. Строительство шло тяжело. Не хватало техники и материалов. Кроме того, близко расположенные грунтовые воды усложняли подготовку площадок и возведение фундаментов. Однако уже через четыре года после запуска завода первые десять турбин собственной конструкции выводят КТЗ на отечественный энергетический рынок.
В марте 1939 года 18-й съезд ВКП(б) утвердил третий пятилетний план, по которому выпуск продукции машиностроения должен был увеличиться в 2,3 раза. В документах съезда была сформулирована задача: «преодолеть значительное отставание энергетического машиностроения от все растущих потребностей народного хозяйства СССР.
Увеличить выпуск паровых турбин в 1942 году по сравнению с 1937 годом в 5,9 раза, паровых котлов — в 5,2 раза.
Всемерно расширить и увеличить удельный вес в производстве средних и малых паровых турбин мощностью в 12 тысяч киловатт и ниже». За время третьей пятилетки планировалось построить и ввести в действие четыре завода паровых турбин: в Свердловске, Уфе, Новосибирске и Калуге. 9 июля 1939 года был подписан приказ № 1 по Управлению строительства Калужского завода паровых турбин НКЭП: «Сего числа прибыл ... и приступил к исполнению обязанностей начальника строительства Калужского завода паровых турбин. В.Д. Гудков»
1941 год - Фундамент заложен
К началу военного 1941 года поднялись опоры корпуса турбомеханизмов, были заложены фундаменты для других корпусов, построены дороги и временные строительные сооружения.
Но война изменила планы: строительство пришлось остановить.
1945 год - Продолжение строительства
28 августа 1945 года вышло постановление Совета народных комиссаров «О возобновлении строительства Калужского турбинного завода для Наркомтяжпрома».
Возведение завода шло быстрыми темпами и осуществлялось силами военнопленных.
1946 год - Дата основания завода
9 июля 1946 года считается официальным днем основания завода. Директором завода был назначен Наум Альтговзен, специалист с большим опытом турбостроения. В соответствии с первым приказом, подписанным директором, на базе слесарно-монтажного участка был создан инструментальный цех. На заводе работало 37 человек. 5 июля 1946 года Министр тяжелого машиностроения Н.С. Казаков утвердил штат конструкторского отдела КТЗ в количестве 43 человек с фондом заработной платы 38 600 рублей. Начальником отдела был назначен Н.М. Молошный.
Из этого подразделения выросло Специальное конструкторское бюро (СКБ).
В 1946 году история завода началась с создания инструментального цеха, а к 1950 году завод уже выпустил свою первую продукцию — 10 турбин собственной конструкции.